ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Истребитель Як-23
СССР

Первые советские реактивные истребители (МиГ-9, Як-15 и др.), поднявшиеся в воздух в 1946 году, разрабатывались под трофейные двигатели, развивающие тягу 800-900 кг. Естественно, что они значительно уступали американским и особенно английским истребителям, оснащенных двигателями с вдвое большей тягой. Чтобы ликвидировать этот разрыв, было решено временно, пока более совершенные отечественные двигатели проходят испытания и будут освоены в массовом производстве, закупить в Англии двигатели с тягой 1625 и 2270 кг. Под эти двигатели наши конструкторы в короткие сроки разработали несколько типов самолетов. Одним из них был истребитель Як-23.

Эту опытную машину коллектив А.С. Яковлева построил сверх утвержденного плана. При разработке проекта под двигатель с тягой 1625 кг конструкторы даже не видели его в натуре, а ориентировались по габаритной картинке. Тем не менее когда реальный двигатель поступил в ОКБ, при его установке конструкцию самолета почти не пришлось дорабатывать. Уже в июле 1947 года летчик-испытатель М.И Иванов начал полеты на новом истребителе.

Як-23 был построен по традиционной для этого ОКБ в те годы реданной схеме. Все элементы аэродинамической компоновки были проверены на предыдущих самолетах. Поэтому испытания прошли быстро и успешно. Правда, летные данные истребителя реданной схемы с прямым крылом, даже с двигателем тягой 1625 кг, уже не полностью соответствовали быстро возрастающим требованиям времени. Однако надежную машину все же передали в серийное производство.

Об'ясняется это тем, что построенный почти одновременно по более прогрессивной схеме со стреловидным крылом истребитель МиГ-15 с двигателем РД-45, развивающим тягу 2270 кг, еще страдал рядом "детских болезней". На период их ликвидации в процессе освоения и массовом производстве для подстраховки было решено строить серийно и Як-23, от которого никаких "сюрпризов" не ждали. В 1948-1950 гг. построили 310 самолетов Як-23. Они находились на вооружении истребительных частей наших ВВС, а также переданы на вооружение некоторых социалистических стран. В Чехословакии одно время Як-23 строился серийно.

Летчики, как правило, быстро осваивали Як-23, а наиболее опытные находили в истребителе дополнительные резервы. В 1957 году, например, польский летчик А.А. Абламович установил на Як-23 даже два мировых рекорда скоропод'емности. За 119 секунд набрал высоту 3000 метров, за 197 секунд поднялся на 6000 метров.

Основные тактико-технические данные:

Размах крыла 8,7 м
Длина самолета 8,2 м
Высота самолета 3,3 м
Площадь крыла 13,5 м2
Сухой вес 2 000 кг
Взлетный вес 3 350 кг
Максимальная скорость 915 км/ч
Крейсерская скорость 640 км/ч
Посадочная скорость 157 км/ч
Скороподъемность 35 м/с
Потолок 14 800 м
Вооружение 2 пушки 23 мм
Двигатель РД-500
Тяга двигателя 15,6 кН

* Модель самолета Як-23 в масштабе 1 / 72 производства чешской фирмы Kovozavody Prostejov.
** Показан самолет с опознавательными знаками ВВС Чехословакии. На концах крыла подвески дополнительных топливных баков для увеличения дальности полета.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved