ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Тип "С" серии IX-бис
СССР

В начале 30-х годов был разработан проект и начато строительство подводных лодок среднего водоизмещения IX серии типа "С" ("средняя") с более высокими характеристиками, чем у подводных лодок типа "Щ". Своеобразна история создания этих кораблей. В июне 1933 г. группа советских кораблестроителей получила возможность принять участие в испытаниях подводной лодки Е-1, построенной в Испании по проекту немецкой фирмы "Дешимаг". Тогда же с фирмой был заключен контракт на проектирование подводной лодки среднего водоизмещения по советскому техническому заданию. Однако из-за большого количества отклонений от задания проект возвратили фирме на доработку. Была создана специальная группа конструкторов под руководством В. Н. Перегудова (будущего создателя первой советской атомной подводной лодки) которая разработала новый проект. Головная лодка IX серии была заложена в декабре 1934 г., а в марте 1936 г. она вошла в состав Балтийского флота. К началу Великой Отечественной войны флот получил от промышленности 17 лодок IX и IX-бис серий. Всего в период с 1936 по 1948 гг. было построено 3 лодки IX серии и 38 лодок серии IX-бис.

На лодках типа "С" было применено много новинок. Лодка типа "С" была первым советским боевым кораблем, на котором в августе 1941 г. было произведено размагничивание корпуса для защиты от магнитных неконтактных мин. Они были первыми лодками которые в 1944 г. стали вооружаться новыми безследными электрическими торпедами. 14 января 1942 г. С-102 впервые в истории советского флота одним залпом потопила два транспорта противника. А 20 июня 1944 г. С-104 одним залпом пустила на дно 3 судна противника.

За годы войны подводные лодки типа "С" потопили 52 транспорта общим тоннажем 168 095 брт, 14 боевых кораблей и вспомогательных средств, повредили 9 транспортов и 6 кораблей. По суммарному потопленному тоннажу (47 011 брт) подводной лодке С-13 принадлежит первое место в Советском ВМФ. За годы войны 5 лодок этого типа стали Краснознаменными - С-13, С-31, С-51, С-101, С-104, гвардейской стала С-33, а одна - С-56 - одновременно и Краснознаменной и гвардейской. По числу полученных званий и наград лодки типа "С" уступают лишь "Щукам". Но если учесть, что "Щук" было построено раз в пять больше, чем лодок типа "С", то не трудно убедиться: у "эсок" одна награда приходится на каждые две лодки, а у "Щук" - на каждые пять. Таким образом, лодки типа "С" оказались самым эффективным советским боевым кораблем в годы Великой Отечественной войны.

Основные тактико-технические данные (серия IX-бис):

Годы постройки1936 - 1948
Водоизмещениенадв. 837 т
 подв. 1090 т
Длина 77,7 м
Ширина 6,4 м
Осадка 4,0 м
Мощностьнадв. 2 х 2000 л.с.
 подв. 2 х 550 л.с.
Скоростьнадв. 19,45 уз
 подв. 9,0 уз
Дальность плавниянадв. 9860 миль
 подв. 148 миль
Рабочая глубина погружения80 м
Автономность30 суток
Вооружение4 носовых и 2 кормовых ТА
 12 торпед 533 мм
 1 пушка 100 мм
 1 пушка 45 мм
Экипаж45 чел.

* Модель балтийской подводной лодки С-13 (серия IX-бис) в масштабе 1 / 400 отечественного производства.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2000, 2001 Victor Egorov. All rights reserved