ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Фрегат "ПАЛЛАДА"
Россия, XIX в.

Длина модели - 31 см. Корпус - бумага. Рангоут - дерево/картон. Паруса - ткань. Такелаж - нитки. Количество деталей - 930.

Фрегат был вторым основным типом боевых кораблей после линкоров. Фрегаты отличались от линейных кораблей меньшими размерами и количеством пушек. Они имели одну закрытую батарейную палубу. Самые крупные фрегаты назывались линейными, их использовали в эскадренных сражениях, вместе с линкорами. Остальные фрегаты предназначались для дальней разведки и крейсерства (захват торговых кораблей противника). Экипаж таких кораблей составлял до 500 человек.

Корабли XVII-XIX вв. отличались от галионов парусной оснасткой и формой корпуса. Высокие кормовые надстройки ушли в прошлое, высота бортов увеличилась. И если первые линкоры имели роскошную декоративную отделку, то линкоры XIX века имею очень скромные украшения в виде носовой фигуры и декоративных ограждений галерей кормы. Корпуса фрегатов приобретают в XIX в. характерное оформление в виде желтых или белых полос, которые прерывались черными крышками пушечных портов, общий фон корпуса был также черным. Кормовые детали постепенно перестают иметь форму галерей и служат для освещения просторной кормовой каюты. Носовой таран уменьшается в размерах и играет у кораблей XIX в. чисто декоративную роль.

Значительно увеличивается количество косых парусов, их называют стакселями и кливерами. Эти паруса поднимают между бушпритом и фок-мачтой, а также между другими мачтами корабля. У фрегата "Паллада" три косые бизани, установленные на всех мачтах, у большинства других фрегатов такой парус был только один и устанавливался на последней от носа, бизань-мачте. Прямые паруса фрегатов делились на четыре яруса. Нижние - основные паруса, марсели - второго яруса, паруса третьего яруса - брамсели, последнего (четвертого) - бом-брамсели. Общая площадь парусов у фрегатов достигала 4000 кв.м. Большое количество косых парусов и отсутствие высоких и тяжелых надстроек позволяло этим кораблям ходить при всех направлениях ветра с большей скоростью, чем галионы.

Первым командиром известного русского 52-пушечного фрегата "Паллада" в свое время был капитан-лейтенант Павел Нахимов. Осенью 1852 года "Паллада" под командованием капитан-лейтенанта И.С.Унковского вышла из Петербурга в плавание к берегам Дальнего Востока. Целью этой экспедиции было установление дипломатических и торговых связей с Японией. Позднее к "Палладе" присоединились еще несколько кораблей русского флота - шхуна "Восток", корвет "Оливуца" и транспортное судно "Князь Меньшиков". Возглавлял всю эту эскадру адмирал Е.В.Путятин. Совершив плавание через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, фрегат в августе 1853 года достиг берегов Японии. После окончания миссии "Паллада" направилась к берегам Сибири. Здесь-то, в устье Амура, летом 1854 года и закончилось последнее плавание фрегата, старого заслуженного корабля русского парусного флота.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2000 Victor Egorov. All rights reserved