ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

PZL-130 Орлик
Польша

К разработке проекта PZL-130 Орлик приступили в 1979 году в КБ завода PZL (ПЗЛ - Государственные авиационные заводы) в Варшаве. Главным конструктором стал Анджей Фрыдрыхевич, ведущим конструктором - Томаш Вольф. Натурный макет был утвержден в июле 1982 года. Самолет PZL-130 с номером 001 передали для статических испытаний. Первый летающий Орлик с номером 002 и регистрацией SP-PCA испытан 12 октября 1984 года заводским летчиком Витольдом Лукомским.

Самолет PZL-130 Орлик сделали похожим на реактивный двумя методами. Придали ему определенные пилотажные свойства и заменили эргономику кабины. Благодаря крылу малой площади и удлинения, аэродинамическое сопротивление уменьшилось, а нагрузка на крыло стала значительной - что типично для аэродинамики реактивного самолета.

Во время взлета и посадки капот двигателя значительно меняет свое положение, снижение перед посадкой связано с оперированием ручкой управления двигателем. Соответственно подобрали площадь и углы отклонения рулей, увеличили инерцию изменения тяги винтомоторной группы. Шасси усилили для большей скорости посадки, 180 км/ч, что тоже свойственно реактивному самолету. Приборная доска в кабине летчиков (спереди сидит ученик, сзади - инструктор) стала модульной. В первых прототипах PZL-130 оборудование кабины напоминает стандартный польский реактивный учебно-тренировочный самолет TS-11 Искра.

Для первых прототипов Орлика выбрали советский звездообразный поршневой двигатель М-14Пм, модифицированный в Польше путем уменьшения числа оборотов с 2900 до 2700 об/мин и снятия редуктора. Благодаря этому можно было применить скоростной винт малого диаметра, более эффективный при большой скорости полета. Передние шасси сделали невысоким.

Так как самолет предназначался приемущественно для военных авиационных училищ, планировалось оснастить эту машину узлами наружной подвески легкого вооружения, в том числе неуправляемых ракет.

Из-за невысокой мощности поршневого двигателя, дальнейшее развитие проекта предусматривало его замену на на более мощный турбовинтовой и создание варианта PZL-130Т Орлик Турбо.

Основные тактико-технические данные:

Размах крыла 8,0 м
Длина самолета 8,45 м
Высота самолета 4,0 м
Площадь крыла 12,3 м2
Вес пустого 1147 кг
Взлетный вес 1600 кг
Максимальная скорость 340 км/ч
Крейсерская скорость 290 км/ч
Потолок 4 200 м
Дальность полета 1 275 км
Скороподъемность 7,0 м/с
Длина разбега 340 м
Длина пробега 250 м
Вооружение 2 узла подвески по 125 кг
Двигатель М-14Пм
Мощность двигателя 360 л.с.

* Модель самолета PZL-130 Орлик в масштабе 1 / 72 изготовлена из вакуум-форм производства Польши.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved