ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Истребитель-перехватчик МиГ-21ПФМ
СССР

Серийные МиГ-21Ф-13 обладали существенным недостатком: они не могли самостоятельно на большом расстоянии обнаружить цель. Наведение должно было осуществляться с земли, либо на небольшой дальности пилот обнаруживал цель визуально сам. Радиолокационный дальномер СРД-5, сопряженный с автоматическим прицелом АСП-5НД, позволял лишь измерять расстояние до цели и тем самым определять момент пуска самонаводящихся ракет Р-3С (К-13). Установка многофункциональной РЛС значительно повышала боевые возможности самолета. Поэтому одновременно с запуском фронтового истребителя МиГ-21Ф в серийное производство в ОКБ Микояна начали проектировать на его базе новый перехватчик МиГ-21П. На самолете планировалось установить новую РЛС ЦД-30Т, успешно внедренную до этого на серийном перехватчике Су-9.

Вариант такой станции для МиГ-21 назывался РП-21. Внешне от МиГ-21Ф-13 новые самолеты отличались носовой частью фюзеляжа с увеличенным диаметром воздухозаборника и большим радиопрозрачным конусом, под которым распологалась антенна РЛС. Перехватчик не имел пушечного вооружения, поражение цели производилось лишь двумя самонаводящимися ракетами К-13.

МиГ-21П были оснащены бортовой приемной аппаратурой "Лазурь" коммандной системы наведения "Воздух-1". Пилот мог вести поиск цели как самостоятельно (в обзорном режиме бортовой РЛС), так и по командам с земли.

В 1962 году появилась новая модель истребителя МиГ-21ПФ с форсированным двигателем Р-11Ф2-300, увеличенным запасом топлива и РЛС РП-21. После успешного завершения летных испытаний МиГ-21ПФ был рекомендован в серию и в конце 1962-го сменил на конвейерах горьковского авиазавода и московского завода "Знамя Труда" фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13. В этом же году он был принят на вооружение ВВС и авиационных частей ПВО страны. С 1964-го в течение четырех лет выпускался его экспортный вариант. Первые экспортные МиГ-21ПФ поступили в Польшу и ГДР, а затем и в другие страны Варшавского Договора. После начала войны во Вьетнаме часть экспортных машин была отправлена в ДРВ для замены устаревших истребителей МиГ-17Ф. Вьетнамские перехватчики (МиГ-21ПФ-В) незначительно отличались оборудованием. Под вьетнамскими знаками МиГ-21 впервые встретился в воздушном бою с лучшим американским истребителем того времени "Фантомом".

В серийном производстве перехватчик МиГ-21ПФ непрерывно совершенствовался. На модификации МиГ-21ПФС ввели систему сдува пограничного слоя (СПС). Для этого его оснастили новым двигателем Р-11Ф2С-300. В основании киля над соплом двигателя появился каплевидный контейнер тормозного парашюта. МиГ-21ПФС выпускался недолго - его сменил перехватчик с новым вертикальным оперением, значительно увеличенным по площади. Улучшенный вариант назывался МиГ-21ПФМ. В экспортном исполнении он выпускался под обозначением МиГ-21ФЛ.

В дальнейшем на МиГ-21ПФМ была установлена модифицированная РЛС РП-21М и новое катапультируемое кресло КМ-1, для чего пришлось спроектировать новый фонарь кабины пилота.

Серьезным недостатком перехватчиков МиГ-21ПФМ являлось отсутствие пушечного вооружения. В случае отказа или неудачного пуска ракет самолет становился безоружным. Поэтому конструкторами был разработан подвесной контейнер с новой спаренной пушкой ГШ-23 калибра 23 мм и скорострельностью, превышавшей 3 тыс. выстрелов в минуту. Сам подвесной контейнер ГП-9 настолько компактен и аэродинамически "чист", что практически незначительно оказывал влияние на летные характеристики. Пушка вместе с ракетами и РЛС превратили МиГ-21 в грозный истребитель для завоевания превосходства в воздухе.

Основные тактико-технические данные:

Размах крыла 7,154 м
Длина самолета с ПВД 14,5 м
Высота самолета 4,125 м
Площадь крыла 22,95 м2
Нормальный взлетный вес 7 820 кг
Макс. взлетный вес с ПТБ 9 080 кг
Максимальная скорость (5 000 м) 1100 км/ч
Максимальная скорость (12 500 м) 2230 км/ч
Время набора высоты 19 000 м 8,5 мин
Практический потолок 19 000 м
Макс. дальность с ПТБ и К-13 1 670 км
Разбег 900 м
Пробег с тормозн. парашютом 950 м
Вооружение пушечное 23-мм пушка ГШ-23
  в контейнере ГП-9
Вооружение ракетное 2 ракеты К-13 (Р-3С)
  или 2 ракеты PС-2УC (К-5)
Вооружение бомбовое 2 х 500 кг
Двигатель Р-11Ф2С-300
Тяга двигателя 3 950 кг (макс.)
  6 175 кг (на форсаже)

* Модель самолета МиГ-21ПФМ в масштабе 1 / 72 производства фирмы Machbox.
** Показан самолет с опознавательными знаками ВВС Демократической Республики Афганистан (середина 80-х) с вариантом вооружения для нанесения бомбо-штурмовых ударов. На подвесках под крылом 2 фугасные авиабомбы ФАБ-250, на пилоне под фюзеляжем 800 л подвесной топливный бак.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved