ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Истребитель МиГ-15бис
СССР

Среди самолетов, созданных в нашей стране в начале эры реактивной авиации, истребителю МиГ-15 принадлежит одно из самых почетных мест. Самолет, разработанный конструкторским коллективом под руководством Микояна и Гуревича, получился настолько удачным, что его еще до окончания испытаний начали серийно выпускать несколько заводов. Миг-15 и его модификации приняли на вооружение армии социалистических стран, а Польша и Чехословакия стали строить на своих предприятиях.

МиГ-15 - одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с тонким стреловидным крылом (35 град.) и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж сигарообразной формы. Трехколесные шасси с носовым колесом позволяли эксплуатировать самолет не только с бетонированных, но и с металлических и грунтовых взлетно-посадочных полос.

Турбореактивный двигатель РД-45, развивавший тягу 2270 кг, размещался в фюзеляже, за герметической кабиной летчика и топливным баком. В дальнейшем на МиГ-15 устанавливался двигатель ВК-1, тяга которого достигала 2700 кг.

Принципиально по новому на МиГ-15 размещалось его мощное вооружение. Одна пушка калибром 37 мм и две калибром по 23 мм были впервые на серийных истребителях смонтированы комплексно совместно со своими боекомплектами на специальном быстроопускаемом лафете. Это обеспечивало исключительно удобный подход, быструю зарядку оружия и его замену.

Прототип И-310 совершил первый полет 30 декабря 1947 года. После ряда доработок этот истребитель под обозначением МиГ-15 начали выпускать серийно. "Быстрота, с которой русские запустили МиГ-15 в серийное производство, была поистине невероятной!" - писал позднее американский обозреватель Ричард Стокуэлл в своей книге "Советская воздушная мощь".

Для конца 40-х годов МиГ-15 являлся действительно выдающимся самолетом. В период войны в Корее (1950-1953 гг.) он продемонстрировал приемущество над применявшимися там американскими самолетами F-80 "Шутинг Стар", F-84 "Тандерджет" и F-86 "Сейбр". Практический потолок и скороподъемность МиГ-15 были значительно лучше, особенно на больших высотах. Три пушки "мига" оказались намного эффективнее шести пулеметов "Сейбра".

Самолет МиГ-15 выпускался в различных модификациях: МиГ-15бис (с новым двигателем ВК-1 и более высокими характеристиками), МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель), МиГ-15Р (разведчик с панорамной фотокамерой АФА), МиГ-15бис Т (строившийся в Чехословакии), МиГ-15бис Ш (штурмовик), МиГ-15 с системой дозаправки в воздухе от летающего танкера Ту-4 и МиГ-15 в качестве дальнего истребителя сопровождения. На базе МиГ-15 была также создана "летающая лаборатория" под обозначением "СЕ". Этот самолет 18 октября 1949 года на высоте 12 200 м перешел звуковой барьер, кратновременно развив с принижением скорость, равную числу М=1,01. Экспериментальные полеты на МиГ-15СЕ внесли значительный вклад в исследования сверхзвуковых самолетов в СССР.

Основные тактико-технические данные:

Размах крыла 10,08 м
Длина самолета 10,1 м
Высота самолета 3,7 м
Площадь крыла 20,6 м2
Сухой вес 3 691 кг
Взлетный вес 5 044 кг
Макс. взлетный вес 6 045 кг
Максимальная скорость 1044 км/ч
Крейсерская скорость 860 км/ч
Посадочная скорость 178 км/ч
Скороподъемность 46 м/с
Потолок 15 500 - 16 200 м
Дальность 1 300 - 1 860 км
Дальность с подвесн. баками 2 000 км
Вооружение 2 пушки 23 мм
  1 пушка 37 мм
  бомбы, НУРС, баки
Двигатель ВК-1А
Тяга двигателя 2 740 кг

* Модель самолета МиГ-15бис в масштабе 1 / 72 производства чешской фирмы Kovozavody Prostejov.
** Показан самолет со стартовыми ускорителями под фюзеляжем. На подвесках под крылом 4 неуправляемых ракеты большого калибра и дополнительные топливные баки.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved