ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

"МЭРИ РОУЗ"
Англия, XVI в.

Длина модели - 10,5 см. Корпус - бумага. Рангоут - дерево/картон. Паруса - бумага. Такелаж - нитки.

Корабль "Мэри Роуз" был построен в Англии во время царствования короля Генриха VIII. Спущенная на воду со стапелей в 1536 г., "Мэри Роуз" имела водоизмещение 700 т, на трех сплошных палубах, проходивших внутри корпуса (что было тогда новшеством), несла мощную артиллерию - 39 больших и 53 малых орудия.

У корабля было четыре мачты - первая от носа - фок-мачта, самая высокая - грот-мачта - в центре корпуса, вторая от носа, третья и четвертая - соответственно бизань-мачта и бонавентур-мачта, - распологались в корме и несли косые паруса, так называемое латинское парусное вооружение. Эти паруса были изобретены гораздо позднее прямых, позволявших ходить только при попутных ветрах. Косые паруса давали возможность двигаться при боковом ветре, а используя метод лавировки, ходить даже при встречном ветре.

В носовой части корпуса крепилась еще одна наклонная мачта, получившая название бушприт. На ней также ставили парус.

"Мэри Роуз" была создана для морских битв и походов, однако судьба ее оказалась другой. В июле 1545 г. английская эскадра готовилась к боевому походу - к Британии приближалась французская эскадра. Среди английских кораблей, разворачивавших паруса и поднимавших якоря, была и "Мэри Роуз". После того как матросы подняли на ней брамсели (верхние паруса на фок- и грот-мачтах), "Мэри Роуз" неожиданно резко накренилась легла на правый борт и через две минуты затонула на глазах моряков других кораблей английского флота. У них была причина удивляться - ведь море было спокойным, а ветер умеренным. Из 700 находившихся на борту моряков и солдат морской пехоты спаслись всего 40.

При изучении обстоятельств гибели корабля было доказано, что причиной катастрофы стала перегрузка высоких надстроек судна тяжелой артиллерией. Чем выше от поверхности воды расположены детали корабля, имеющие значительный вес, будь то пушки, якоря, высокие и тяжелые надстройки, тем выше и центр тяжести корабля и тем меньше его остойчивость (способность восстанавливать ровное положение при боковом крене).

Второй причиной гибели "Мэри Роуз" стали открытые пушечные порты нижней палубы - вода хлынула в них, как только корабль накренился, и быстро его затопила. Кроме того, установленные перед боем противоабордажные сетки стали ловушкой для экипажа.

Другим опасным противником деревянного корабля был огонь. В темное время суток внутренние помещения кораблей того времени освещались свечами. От одной такой случайно опрокинутой свечи сгорел другой корабль короля Генриха VIII, называвшийся "Генри Грейс е'Дью". В то время он был самым большим военным кораблем в мире.

В 1982 г. "Мэри Роуз", пролежавшую на морском дне более четырехсот лет, нашли и подняли по частям на поверхность морские археологи. После его восстановления решено создать музей для экспонирования каракки «Мари Роуз» и коллекции предметов, поднятых вместе с нею.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2000 Victor Egorov. All rights reserved