ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Линкор "ИНГЕРМАНЛАНД"
Россия, XVIII в.

Длина модели - 56 см. Корпус - бумага. Рангоут - дерево. Паруса - ткань. Такелаж - нитки.

Во второй половине XVII в. в военно-морских флотах Европы был принят "Табель о рангах кораблей". Одновременно появился и новый термин - корабль для боя в линии, или линейный корабль, сокращенно линкор.

В начале XVIII в. в Санкт-Петербурге создается Адмиралтейство, которое становится центром военно-морского дела в России. На Адмиралтейской верфи строились линейные корабли для Балтийского флота, здесь трудились многие известные мастера, в том числе Федосей Скляев и Ричард Козенц. Когда в 1698 г. царь Петр I постигал азы корабельного дела в Англии, адмирал Крамартен представил ему выпускника Высшей школы судовой архитектуры Ричарда Козенца, происходившего из семьи судостроителей - жителей порта Саутгемптон. Молодой человек понравился августейшему ученику, и тот предложил ему поступить на русскую службу, на первых порах временно. В 1700 г. Козенц подписал контракт, в следующем принял российское подданство, женился на русской красавице, подарившей ему 6 детей и остался на новой родине.

Козенц был корабелом от бога - великолепный (выражаясь нынешним языком) прочнист, он добивался того, что на кораблях удавалось ставить орудия более крупного калибра, нежели предусматривалось проектом и рангом. В Воронеже он сразу стал корабельным мастером, а созданные им 70-пушечные "Старый дуб" и "Спящий лев" были высоко оценены царем. Еще 6 судов обладали уменьшенной осадкой, соответствующей Азово-Черноморскому театру военных действий, что не сказалось на их прочности и остойчивости. С 1712 г. Козенц стал трудиться в санкт-петербургском Адмиралтействе, где ему поручили спроектировать и построить линейный корабль "Ингерманланд", предварительную проработку которого выполнил Петр I. К сожалению, не сохранилось ни чертежей, ни моделей первого "Ингерманланда", получившего название от древней земли Ингрии или Ижорской земли, распологавшейся на берегах Невы и Финского залива. В первой трети XIX в. корабельному инженеру А.Попову поручили провести его реконструкцию. Результаты трудов своих Александр Андреевич в 1835 г. опубликовал в "Записках ученого комитета Главного морского штаба", представленный им чертеж не вызвал возражений у историков. В наши дни работу Попова продолжил И.Иванов и А.Костантинов.

"Ингерманланд" был 64-пушечным двухпалубным линейным кораблем, длиной 46,3 м, широной 12,8 м, со средней осадкой 5,2 м. Козенц внедрил на нем ряд новшеств, например, увеличил площадь парусов, установив на мачтах брамсели (паруса третьего яруса), после чего корабль стал легче на ходу. "Объявляю вам, что "Ингерманланд" на парусах зело изрядный, так что лучше его нет", - писал царь главному строителю.

Прочность корпуса повысили, увеличив седловатость бархоутов - прочных брусьев наружной обшивки корпуса. "Хотя бархоутам дана несравненно большая кривизна против палуб, которые ныне делают параллельно бархоутам, однако сие расположение главных связей относительно к длине заключает в себе свойство диагонального крепления, что при оконечностях корабля по способу строения тех времен имело свою существенную пользу и ныне подало случай известному английскому кораблестроителю Р. Сеппингсу составить особую систему диагонального крепления корабля с внутренней стороны оного, которая принята и в нашем кораблестроении", - отмечал Попов. Пространство между шпангоутами заполнили деревянными брусками, так что те и другие составили монолит, еще больше укрепивший корпус. А это позволило увеличивать огневую мощь - в 1715 - 1723 гг. артиллерия "Ингерманланда" обновлялась девять раз, и в последнем варианте он нес на батарейной палубе две дюжины 30-фунтовых пушек, на верхней палубе столько же 16-фунтовых, на шканцах четырнадцать 4-фунтовых и еще две такие же на баке. В итоге он мог на равных сражаться с 80-пушечными английскими линейными кораблями.

"Ингерманланд" заложили 30 октября 1712 г., 1 мая 1715 г. в присутствии царя спустили на воду. Петру корабль понравился по ходовым качествам, а также великолепным декором - художнику Н.Пико велели скопировать украшения кормового балкона для павильона в Петергофе. После ходовых испытаний Петр сделал этот линкор флагманом, в 1715 г. держал на нем свой флаг, с его палубы в 1716 г. командовал объединенной русско-англо-голландско-датской эскадрой. Под штандартом Петра I прошли также кампании 1718, 1719 и 1721 г. Оценив заслуги "Ингерманланда", государь повелел после исключения из списков "хранить его с прочими для памяти".

В 1733 г. капитан-командор Козенц построил в Петербурге второй, 66-пушечный "Ингерманланд", на котором использовали некоторые дельные вещи, снятые с обведшавшего предшественника. Тот простоял в Кронштадской гавани до 1736 г., после чего, во времена императрицы Анны Иоанновны, был разобран.

В дальнейшем еще ряд новых линейных кораблей, вступавших в строй русского Военно-морского флота, носили это название. Последний 74-пушечный "Ингерманланд", шестой по счету, нес службу на Балтике с 1844 по 1860 г.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved