ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Галион "ЗОЛОТАЯ ЛАНЬ"
Англия, XVI в.

Длина модели - 9,5 см. Корпус - бумага. Рангоут - дерево/картон. Паруса - бумага. Такелаж - нитки.

Вслед за первооткрывателями в Новый Свет (так стали называть Северную и Южную Америку) отправились эскадры испанских конкистадоров. Для этого потребовались корабли крупнее, быстроходнее, крепче, чем каракки и каравеллы, с большим количеством пушек и просторными трюмами для золота, людей и оружия. Таким типом судна стал галион, появившийся в XVI веке. Он отличался от каракки более стройным корпусом, тяжелая кормовая надстройка была заменена тремя ступенчатыми палубами, носовая надстройка сдвинулась к центру корпуса, а нос увенчан тараном, который украшался носовой фигурой, а часто и позолотой. На корме находились открытые галереи, выйти на которые можно было из кают кормовой надстройки. Прежде цельноствольные мачты (делались из единого ствола дерева) стали заменяться сборными - к мачте добавлялась стеньга, а затем и брам-стеньга - часть мачты третьего яруса. Общая площадь парусов галионов доходила до 1000 м2. Большинство галионов имело три мачты - фок-, грот-, бизань-; все галионы имели бушприт, на котором тоже ставили паруса. В это же время были созданы более надежные по сравнению со средневековыми морские пушки. Их размещали на деках - внутренних палубах галионов, а также на верхних палубах. Более тяжелые орудия устанавливались на нижнем деке, это улучшало остойчивость корабля. Водоизмещение крупнейших испанских галионов доходило до 1000 т и более, длина 50 м (37 м по килю), ширина 12 м.* На двух батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий.

Испанские галионы, вывозившие сокровища из Нового света в Испанию являлись желанной добычей пиратов. Некоторые из пиратов, называвшиеся каперами или корсарами, были "королевскими пиратами" - находились на службе Англии, Франции или других государств. Свою добычу они делили с королевской казной, и над их мачтами часто развевался военный флаг королевства. Другая часть пиратов называла себя флибустьерами - свободными мореплавателями, они действовали на свой страх и риск. Среди пиратов было немало выдающихся путешественников, но, пожалуй, "великим" можно назвать лишь одного из них - Френсиса Дрейка. Он - личность незаурядная, фигура большего масштаба, чем Васко да Гама, Диаш, д'Альбукерки, и его можно поставить наравне с Колумбом, Магелланом и Куком.

В конце 1577 года на корабле "Пеликан" в сопровождении еще пяти судов "королевский пират" Дрейк покинул Плимут и с 20 августа по 6 сентября 1578 года проплыл Магелланов пролив. В Тихом океане из-за сильного шторма "Пеликан" был разлучен с другими судами эскадры. Однако это не помешало Френсису Дрейку в одиночку нападать и грабить гавани на западном побережье Америки, где до него еще никто не тревожил испанских колонистов. После нескольких набегов на побережье Перу Дрейку сообщили, что за ним начала охоту испанская эскадра из нескольких крупных и хорошо вооруженных кораблей. Несколько дней испанские галионы преследовали англичан, но им так и неудалось приблизиться на дистанцию пушечного выстрела. Одним туманным утром паруса Дрейка растаяли, превратившись в едва уловимые глазом тени, а затем и совсем исчезли. Погоню пришлось прекратить. В память о том, как ему удалось уйти от испанской погони, и желая отметить прекрасные мореходные качества своего галиона, Дрейк переименовал свой корабль "Пеликан" в "Золотую Лань" (Golden Hind).

Положившись на удачу, Дрейк повел свой корабль через Тихий океан и, 4 ноября 1579 года через Марианские острова достиг одного из Молуккских островов - Тернате. Оттуда "Золотая Лань", миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, 26 сентября 1580 года, пробыв в плавании два года десять месяцев и одиннадцать дней, благополучно прибыла в Плимут. Дрейк стал первым капитаном, который обошел земной шар, сохранив при этом жизнь большинства матросов, ушедших с ним на "Пеликане". Ведь Магеллан, как известно, домой не вернулся.

Помимо славы великого мореплавателя, Френсис Дрейк привез в Англию еще и нечто более материальное. Его вояж 1577 - 1580 годов принес ему 4700% чистой прибыли. Разумеется, львиную долю добычи получила английская королева. Многочисленные приключения, пережитые участниками этой экспедиции, стали легендой, которую пересказывали во всех прибрежных тавернах. "Золотая Лань" стала объектом поклонения. Ее название символизировала носовая фигура грациозной, словно летящей над водой лани, отлитая из чистого золота и установленная в окончании корпуса-тарана, под бушпритом. Более ста лет, пока не сгнил, стоял легендарный галеон у причала на Темзе, и его как одну из самых главных достопримечательностей Англии показывали гостям. Из досок его палубы было изготовлено кресло; подаренное королем Карлом II Оксфордскому университету, оно и ныне стоит там.

Сам Дрейк был осыпан почестями англичан и, естественно, проклятьями испанцев. Испанский посол в Лондоне официально именовал его "главным вором". Королева и лорды, умевшие смотреть в будущее, лишь улыбались. Королева не хотела еще начинать войну с Испанией. В английских книгах о Дрейке рассказывается, что ранней весной следующего года королева во время торжественного приема подозвала к себе посла своего "возлюбленного брата", короля Испании, взяла его за руку, а другую свою руку возложила на плечо коленопреклоненному Дрейку и произнесла: - Поднимись, сэр Френсис Дрейк! Так Дрейк стал рыцарем. Посол не посмел вырвать руку. Действительность была чуть прозаичнее. В последний момент королева передала мечь французскому послу, который и завершил церемонию.

Позднее Дрейк захватил и разграбил богатые испанские города Картахену в Южной Америке и Санто-Доминго на острове Гаити. В 1587 году в гавани Кадикса Дрейк сжег один из отрядов испанской "Непобедимой армады", посланной Филиппом II против Англии, а в 1588 году Френсис Дрейк уже в чине вице-адмирала принял участие в уничтожении испанской эскадры в Ла-Манше. 28 января 1596 года во время очередного похода против испанцев Френсис Дрейк умер от дизентерии близ Пуэрто-Бельо, у берегов Панамы.

* Длина галиона "Золотая Лань" 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м, грузовместимость 100 - 150 брт. Пожалуй, это был один из самых маленьких галионов.

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2001 Victor Egorov. All rights reserved