ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (личный сайт Виктора Егорова)

Броненосец-таран "АФФОНДАТОРЕ"
Италия, XIX в.

Длина модели - 10 см.
Корпус - бумага.
Рангоут - дерево/картон.
Паруса - бумага.
Такелаж - нитки.

В конце XIX в. парусные линкоры и фрегаты в военно-морских флотах мира уступили место броненосцам. На смену парусу пришла паровая машина, для защиты от вражеских снарядов корпуса кораблей стали покрывать толстой железной броней. Несколько самых крупных орудий - "пушки главного калибра" - начали устанавливать в круглых вращающихся башнях. Борт и крышу башни покрывала броня. Эти корабли еще использовали паруса на длительных переходах для экономии топлива, а также в случае поломки паровой машины.

Одним из таких кораблей стал "Аффондаторе". Он был построен по заказу Италии на английских верфях и спущен на воду в декабре 1865 г. Когда началась война между Италией и Австро-Венгрией, итальянское правительство поручило капитану корабля срочно покинуть Британию и направляться для окончательного оснащения в Шербур. "Аффондаторе" присоединился к итальянской эскадре у острова Лисса 20 июля 1866 г, всего за несколько часов до сражения с австрийскими броненосцами. Он был флагманским кораблем адмирала Персано. Исход этого сражения оказался не в пользу итальянцев. Видя, что битва проиграна, командующий итальянским флотом приказал отступать. Но его преследовал злой рок - уже на рейде, во время шторма затонул "Аффондаторе", лучший корабль итальянского флота в этой войне. Адмирала отдали под суд, а броненосец подняли и отремонтировали в 1870 г. В течение своей сорокалетней жизни корабль неоднократно модернизировался и перевооружался.

По первоначальному проекту "Аффондаторе" замышлялся как корабль-таран. Его оружием был внушительный форштевень, выступавший вперед на 7,5 м. Половину этой длины скрывала вода. Таран завершался в подводной части корпуса. В процессе постройки корабль решили довооружить двумя 254-мм орудиями дульного заряжания в башнях. Оригинальная оснастка, состоявшая из трех огромных косых парусов (парусное вооружение шхуны), в сочетании с тараном делали этот корабль уникальным.

По длине броненосцы почти вдвое превосходили парусные линкоры (линкор XVIII в. имел длину 50-60 м, броненосец конца XIX в. - около 100 м). Корпус "Аффондаторе", имевший длину 93,8 м и ширину 12 м, был забронирован железными плитами толщиной около 13 см. При водоизмещении 4324 тоны осадка судна составляла 6,3 м. Паровая машина приводила в движение один винт в подводной части кормы броненосца. Его максимальная скорость хода равнялась 12 узлам (21,5 км/ч).

НАЗАД
ВЫХОД В МЕНЮ
ВПЕРЕД
© 2000, 2001 Victor Egorov. All rights reserved